О регистрации самоходных машин

о регистрации самоходных машин

 

Владельцев спецтехники призывают регистрировать свои самоходные машины не только чтобы избежать недоразумений при встрече с сотрудниками Гостехнадзора и ГИБДД, но и чтобы защитить свои имущественные права

Объем имеет значение

Любые технические средства передвижения, имеющие объем двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальную мощность электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним подлежат обязательной государственной регистрации в ГИБДД либо в органах Гостехнадзора. Границей разграничения компетенции органов является рассчитанная производителем максимальная скорость движения машин: до 50 километров в час – подведомственность Гостехнадзора, все что выше – Госавтоинспекции.

Есть, правда, исключения, в виде снегоходов и квадроциклов. Эти средства передвижения могут «летать» на значительно превышающей любую спецтехнику скорости. Но поскольку данный вид транспорта не предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования, то также подлежит регистрации в органах гостехнадзора.

Однако не все владельцы погрузчиков, экскаваторов, тракторов и других видов самоходных машин выполняют требование законодательства о постановке техники на учет.

– Основные причины этого – желание владельцев сэкономить деньги, которые необходимо платить при регистрации машин (государственная пошлина – около 3000 рублей), а также уклониться от уплаты транспортного налога, начисляемого в течение всего периода эксплуатации техники, – говорит Михаил Гниденко, руководитель госинспекции по надзору за состоянием самоходных машин и других видов техники Сахалинской области.

Тем не менее, такая экономия в любой момент может обернуться прямыми потерями. Помимо привлечения государственными структурами к административной ответственности, велика вероятность угона спецтехники, число таких случаев в последнее время увеличилось.

– В данном случае владельцу машины будет трудно доказать свое законное право на обладание дорогостоящим имуществом, – подчеркивает Михаил Гниденко.

Трудности доставки

Кроме того, каждая единица спецтехники подлежит обязательному ежегодному техническому осмотру. Процедура его проведения в отношении самоходных машин несколько отличается от привычного ТО для легковых автомобилей. Специфика поднадзорной органам гостехнадзора техники не позволяет собственникам доставлять экскаваторы или погрузчики к инспектору. Ведь такие машины, как правило, задействованы на строительных или других производственных объектах. То есть, эксплуатируются в большинстве случаев вне дорог общего пользования и работают в агрессивной среде: на территориях карьеров, угольных разрезов, в лесных массивах. В связи с этим инспекторы сами выезжают к месту их работы и там оценивают техническое состояние машин.

На сегодняшний день в Сахалинской области зарегистрировано около 14 тысяч единиц такой техники. А сколько машин, избежавших по решению владельцев законной процедуры регистрации, бороздят в буквальном смысле островные просторы и деляны – остается лишь догадываться. Ведь кроме крупных сельскохозяйственных и других предприятий большой парк спецтехники принадлежит индивидуальным предпринимателям и частным лицам, многие из которых участвуют в распределении государственных и муниципальных контрактов: в зимний период заключают договоры на расчистку населенных пунктов от снега или сотрудничают со строительными компаниями в связи с увеличением объемов и темпов строительства. Контроль над их техническим состоянием осуществляют 13 инспекторов – по одному сотруднику на два муниципальных образования, 3 инспектора в областном центре, плюс руководитель ведомства.

По словам Михаила Гниденко, многие владельцы избегают регистрации спецтехники, полагая, что раз она работает на закрытых территориях, по городам и селам не передвигается, и вроде как незачем тогда нести дополнительные расходы, связанные с ежегодным техосмотром и уплатой налогов.

– Для выявления не зарегистрированных в установленном порядке машин ведется работа с таможенной службой и компаниями, торгующими спецтехникой, – продолжает собеседник. – Но, к сожалению, указанные организации неохотно идут на сотрудничество с нами.

Бесхозная услуга

Собеседник привел пример, когда зимой во время рейда в местах массового отдыха южносахалинцев проверяли водителей снегоходов, и половина из них не смогла предоставить необходимые документы. Из этого можно сделать вывод: немалая часть наших сограждан, бороздящих сопки зимой на снегоходах, а летом на квадроциклах, не считает нужным ставить на учет своих железных коней и, соответственно, избегает техосмотров. Может потому, что предусмотренные в отношении нарушителей штрафы составляют очень скромную сумму.

– Наши инспекторы не уполномочены стоять на дорогах с жезлом, – говорит Михаил Гниденко. – Разве что во время совместных мероприятий с сотрудниками Госавтоинспекции появляется возможность остановить лихачей и проверить документы. Но ведь они в большинстве случаев предпочитают передвигаться вне дорог общего пользования.

Тем не менее, руководство надзорного органа предупреждает, что отсутствие регистрации может сыграть злую шутку с владельцем как квадроцикла, так и трактора с погрузчиком во время их продажи. Немногие из числа покупателей согласятся выложить деньги за официально не оформленную и, по сути, бесхозную технику. А отсутствие техосмотра не позволит ее владельцу получить выгодный контракт. Серьезные компании, муниципальные предприятия или органы власти никогда не станут пользоваться услугами таких автовладельцев.

Пример для подражания

В рамках шельфовых проектов на территории области ведут производственную деятельность много иностранных компаний. К чести их руководства там уделяется большое внимание соблюдению правил техники безопасности, техническому состоянию машин, эксплуатируемых на производстве. Даже обеспечивается доставка инспекторов на морские нефтедобывающие платформы. На этих мощных сооружениях, находящихся в окружении воды, тоже работают погрузчики и электрокары. При несчастных случаях проводится тщательное расследование, и если выясняется, что техника к моменту происшествия не проходила техосмотра, то мало никому не покажется. Что характерно, это внутрикорпоративные требования.

– Что касается отечественных предприятий производственной сферы, то не все они стараются соблюдать установленные на государственном уровне правила, – замечает Михаил Гниденко. – Хотя в последнее время наметилась положительная тенденция. Руководство местных компаний начинает осознавать, что регулярное проведение техосмотра спецмашин – это, прежде всего, создание условий для надлежащей эксплуатации техники, а также обеспечение безопасности для жизни, здоровья людей и окружающей среды.